Как промыть и отревизировать газовые форсунки типа Valtek
Чистка, ревизия, дефектовка и подготовка к калибровке
Используя автомобиль с ГБО 4-го поколения, с топливом пропан-бутан, водители встречают проблему с неустойчивой работой двигателя, или неисправностями ГБО. Прежде всего стабильность работы зависит от исправной работы газовых форсунок. Они работают при больших перепадах температуры, и с агрессивными добавками некачественного газа.
Водителям автомобилей, использующим газ желательно иметь представление, как сделать промывку и настройку форсунок своими руками, не прибегая к услугам специализированных СТО. Так можно хорошо сэкономить , а за частую и сделать работу более качественно.
Общие сведения
Газовые форсунки – это исполнительный механизм ГБО 4-го поколения, который подает в цилиндры двигателя строго определенный объем газа, которым управляет блок управления. При правильной работе, состав топливно-воздушной смеси соответствует расчетному значению, которое определяет блок управления опираясь на показания датчиков. Если фактическое количество газа поданное форсункой, отличается от расчетного, блок управление попытается вернуть состав смеси в норму используя коэффициенты коррекции. Но блок не может отследить отклонение смеси в каждом цилиндре, состав смеси определяется датчиком кислорода как “усредненные”, ввиду низкого быстродействия датчика. Таким образом, смесь будет “усредненная по всем цилиндрам”, и чем больше разница производительно у каждой форсунки, тем большее отклонение смеси будет от оптимальной. При том, что датчик кислорода будет указывать на нормальную смесь.
Самыми распространенным форсунками для ГБО 4-го поколения, стали форсунки фирмы Valtek. Далее по распространенности идут форсунки Rail, и в последнее время набирают популярность форсунки фирмы Stag. Форсунки Lovato, отличаются не только большей ценой, но более лучшим качеством исполнения. Форсунки всех перечисленных фирм, имеют в своей модельной линейке форсунки с похожим конструктивным исполнением. Напоминающие обычные клапана, но много более быстродействующие.
Проблемы и причины возникновения проблем с форсунками
Неисправности, или перебои могут возникать только в одном клапане, со всей газовой рампы. Хотя чаще всего, нарушается работа всех газовых клапанов.
Основные признаки нарушенной работы форсунок:
- Повышенный расход топлива. Причем расход топлива на бензине остается в норме
- Страдает разгон автомобиля, разгон более тупой
- Неустойчивая работа на холостом ходу, троение двигателя (хаотичное,и ли в одном цилиндре)
- Провалы при перегазовке
- Диагностика показывает нарушение в показаниях датчика лямда-зонда, ошибки «Check», завышенного давление в впусном коллекторе или повышенного расхода воздуха на ХХ
- Шум при работе фосрунок, проявляется как «клацание», «цокот»
- Утечка газа через клапана, переобогащение смеси, запах газа на стоянке
- Авто глохнет в момент перехода с бензина на газ
Причины такому поведению газовых клапанов, кроятся в следующем:
- Деформация или износ демпферных колец на якоре клапанов (это не только стук при работе, но и переобогащение смеси из-за эффекта магнитного залипания якоря)
- Деформация или износ резинового уплотнителя, нарушение его целостности. Дубение от старости или примесей в газе
- Износ якоря (штока, клапана), или его цилиндра. Это деталь на которой одет электромагнитная.
- Залипание клапана в цилиндре в следствии маслянистых и смолистых отложений
- Усталость пружинки, ее поломка
Указанные проблемы, проявляются со временем. В некоторой степени от большого межсервисного интервала, частично от некачественного газа с большим количеством конденсата, масла. Все это, должно осаждаться в фильтрах, но часть все равно попадает в форсунки. Где отлаживается на стенках цилиндра и клапане. Например, маслянистая жидкость очень липкая, может «приклеивать» клапана к седлам в зимнее время. Поэтому или вообще невозможена работа на газу, или не работает один-два цилиндра. После прогрева, проблема полностью исчезает до следующего полного остывания подкапотного пространства.
Производители форсунок, акцентируют внимание, на положении фосрунок в пространстве. Горизонтальная установка хоть и не запрещена, но очень не рекомендована. Износ пары гильза- поршень клапана, идет эллипсом, из-за сил гравитации, пытающихся прижать поршень к гильзе. В любом случае, к пробегу 60 тысяч гарантированно нужно будет уделить внимание форсункам. В некоторых случаях такая ситуация возникает на значительно меньших пробегах, например при коротких пробегах. Пока двигатель полностью не прогреется, температура газа может опускаться до 0 и даже отрицательных температур! Что очень пагубно сказывается на резиновых деталях форсунок.
Проверка работоспособности газовых клапанов (форсунок)
Проверка работоспособности газовых клапанов, возможно лишь с применением специального приспособления для калибровки газовых форсунок. Такие приспособления можно купить в нашем магазине, и они доступны для всех моделей газовых форсунок с таким конструктивным исполнением. Поиск неисправного клапана, методом отключения разъема на ходу, практически не дает эффекта. Так можно выявить только явно и постоянно не работающий клапан.
Самостоятельная чистка, промывка и настройка форсунок своими руками
Чистку и настройку можно выполнять только предварительно полностью сняв газовую рампу с сборе.
- Перекрыть ручной вентиль на газовом баллоне, да же если у вас есть электромагнитные клапана на баллоне и газовом редукторе
- Запустить двигатель, и дать ему поработать до его остановки или перехода на бензин, это позволить использовать топливо с магистрали высокого давления
- Снять клеммы с аккумуляторной батареи
- Отключить разъемы от газовой рампы, освободить хомуты, снять шланги
- Открутить крепежные буферы, можно вся рампа окажется в ваших руках
Разборка форсунок, промывка и сборка
Как разбирать клапана, и как выполнить их очистку, разберем на примере форсунок фирмы Valtek, как наиболее распространенной модели. Конструктивно, форсунки других производителей выполнены аналогично. Отличия незначительные, например на Валтеках, регулировка производится шестигранным воротком, а на форсунках Ловато при помощи плоскогубцев.
- При помощи рожкового ключа, или шестигранного воротка (Стаг), выкрутить из блока форсунок штуцера, на которые надеваются шланги идущие к впускному коллектору. Внутри этих штуцеров проходное отверстие имеет калиброванное отверстие.
- При помощи небольшой отвертки, удалить стопорные кольца сверху электромагнитных катушек
- Снять электромагнитные катушки
- При помощи рожкового ключа, выкрутить из рампы цилиндры клапанов. Внутри находится пружинка и клапан. Сам цилиндр уплотнен к рампе резиновым кольцом.
После разборки, нужно промыть детали. Это можно сделать при помощи очистителя деталей известного как “Карб Клинер”, средство для чистки карбюраторов. Так же не забывайте про меры безопасности при работе с аэрозольным очистителем. Используйте защитные очки для защиты глаз, и перчатки для защиты рук.
После этого, нужно провести дефектовку деталей:
- В самой рампе, осмотреть седла клапанов на предмет повреждений. Они не должны иметь никаких механических повреждений, сколов, царапин и неровностей.
- Осмотреть все уплотнительные кольца, которыми уплотняются как калиброванные штуцера, так и гильзы клапанов. Естественно не допустимо никакое повреждение. Если форма резинок стала «квадратной», такие резинки ставить не допустимо. Да же при сильной затяжке, они не обеспечат герметичность соединения.
- Осмотреть пружинки, как правило внешне дефектов не имеют. А измерить их усилие, просто так не возможно. Лучше превентивно заменить на новые из ремкомплекта, опираясь на пробег форсунок.
- Осмотр якоря (клапана), заключается в его внешнем осмотре. Если на не видны следы трения в продольном направлении, это говорит что клапан трется по гильзе. И скорее всего имеет геометрические нарушения. Проявляется при «лежачем положении».
- Особое внимание, определить демпферному резиновому кольцу. Его усадку можно проконтролировать металлической линейкой, ребром приложенным к резинке. Если линейка касается стальной части клапана, значит резинка деформирована.
- Осмотреть резинку, которой перекрывается седло клапана. На ней может быть виден отпечаток седла, но только визуально. Если есть его оттиск – уплотнение нарушено. И форсунка может пропускать газ в закрытом состоянии.
На фото новый якорь (слева), и б.у. якорь. Якорь справа имеет оттиск от седла рампы, и в месте соприкосновения резинка стала шершавая. Форсунка не имела герметичности в закрытом состоянии.
При выявленных повреждениях, или сомнениях, лучше заменить поршень в сборе, вместе с запорной резинкой, демпферной и пружинкой.
Как выбрать и установить ремкоплект
В стандартный ремкомплект, входит сам якорь, демпферная резинка, запорная резинка, пружинка, и уплотнительное кольцо между гильзой и рампой. Причем демпферная резинка, и запорная резинки, обычно ,установлены сразу на якорь. На фото демпферная резинка, справа вверху, не установлена в клапан.
Отдельно в продаже встречаются демпферные резинки, однако ее отдельная замена целесообразна только при целой запорной резинке. Отдельно запорная резинка не поставляется, и не меняется.
Так же отдельно бывают гильзы. Но замена гильз и ремкомплекта не целесообразна по цене. Стоимость гильз достигает половины стоимости рампы, а вместе с ремкомплектом сопоставима с рампой в сборе.
В установка новых деталей никаких хитростей нет. Установить что-либо не той стороной, или в другом порядке невозможно. Собирается рампа без калибровочных штуцеров.
Калибровка газовых форсунок
Подробно процесс калибровки, описан в статье “Калибровка газовых форсунок“. Подробное описание процесса, с фото. Прочтите, и убедитесь что нет ничего сложного. Настройка сделанная собственными руками, даст гарантию в качества и позволит сэкономить на услугах специализированных СТО.
https://callibration.com/103/