Почему течёт масло из АКПП? Причины и распространённые места разгерметизации
Течь масла из АКПП прямо указывает на разгерметизацию коробки. Степень угрозы серьёзной поломки агрегата зависит от того, какая причина вызвала убыль ATF: изношенный приводной сальник, прохудившаяся прокладка, засорившийся клапан давления и другое.
- Места и распространённые причины течи масла из АКПП
- Течь через сальники приводов
- Почему масло АКПП бежит между двигателем и коробкой?
- Течь через прокладки
- Течь масла PowerShift DCT450
- Последствия масляного голодания
Почему течёт масло из АКПП? Причины и распространённые места разгерметизации
Автоматическая коробка автомобиля представляет собой электрогидравлический узел. В качестве основного компонента передачи энергии здесь выступает трансмиссионная жидкость ATF. Обычно её называют маслом. Для герметизации корпуса коробки применяются различные уплотнители из резины, пробковой древесины, дюралевого сплава, обрезиненной стали, силиконовых, анаэробных, синтетических и керамических герметиков.
Они стареют, изнашиваются или выходят из строя раньше времени из-за некачественных материалов или других дефектов. Именно через уплотнители, вероятнее всего, может произойти разгерметизация. Поэтому течь масла из АКПП не редкость. Причём она непредсказуема и встречается, как на автомобилях с большими пробегами 100–200–300 тыс. км, так и на свежих машинах. Далее расскажем о причинах разгерметизации «автоматов», об уязвимых местах и последствиях масляного голодания.
Места и распространённые причины течи масла из АКПП
Корпус автоматической коробки состоит из алюминиевых и стальных элементов, соединённых между собой через прокладки. Вдобавок узел имеет точки соединения с двигателем и приводными валами. Эти места герметизируют сальники. В свою очередь датчики температуры, давления и скорости, а также пробка для слива, вкручиваются в корпус с резиновыми и медными уплотнителями. Именно через прокладки и сальники чаще всего случаются течи масла из АКПП по разным причинам.
Кроме этого есть случаи, когда в агрегате образовывались трещины. Одни возникали после ударной нагрузки, а другие – вследствие некомпетентного ремонта.
Чаще всего причиной течи масла из АКПП могут стать:
- Износ уплотнительных манжет, сальников и прокладок. При старении материалов (резины, пробки, силикона) или интенсивной эксплуатации машины, структура уплотнительных элементов постепенно разрушается, что приводит к разгерметизации.
- Повреждение поддона АКПП. При контакте поддона с посторонними предметами на дороге или буграми в асфальтовом полотне, есть риск ударное или касательное повреждение. В результате масло начнёт убывать из поддона наружу. Интенсивность утечки может быть сильной или слабой, иногда едва заметной.
- Избыточное давление. Если клапан давления (сапун) засорится, то начнёт неправильно функционировать. Это повысит давление масла, что приведёт к разгерметизации через самые слабые места, например, через щуп или соединение охлаждающей трубки.
Если замечены следы утечки масла из АКПП (например, масляные капли на полу и снижение уровня), то лучше побыстрее обратиться к специалисту для диагностики и ремонта. Масляное голодание влечёт крупные издержки на ремонт.
Почему масло «бежит» через сальники приводных валов?
Скорее всего сальник утратил часть своих рабочих свойств. Например, износился или задубела резина. Иногда причиной становятся повреждённые приводные валы. Например, слегка погнутые или с износом.
Они издают вибрацию, вследствие чего разбивают сальники и подшипники с сепараторами в корпусе коробки. В последнем случае течь масла из АКПП будет очень сильной.
Почему масло «бежит» между двигателем и коробкой?
Течь масла между двигателем и коробкой АКПП часто происходит по причине изношенного или рассохшегося сальника гидротрансформатора.
В первом случае ресурс уплотнительного кольца заканчивается по естественным причинам, то есть из-за долгого срока эксплуатации.
А во-втором, из-за невнимательности владельца к уровню масла. Недостаток ATF приводит к тому, что коробка перегревается. Из-за высокой температуры и дефицита масла, – сальник ГТР не смазывается и рассыхается. А после доливки уровня, например, на ТО, резина уплотнительного кольца уже не обладает надлежащей эластичностью и герметичностью.
Почему масло «бежит» через прокладки?
Трансмиссионное масло может начать протекать через прокладки по причине их естественного износа или повреждения от перегрева. Например, гипертермированный уплотнительный герметик между картером и корпусом коробки костенеет и рассыпается, теряет рабочие свойства эластичности.
Иногда проблема появляется после ремонта, как результат неправильной установки прокладки (с нарушением технологии). Например, мастер плохо подготовил поверхность или допустил повреждение материала.
Течь масла из разъема (электронной платы, мехатроника)
Так же нередкими считаются случаи течи масла АКПП из разъема мехатроника или электронной платы.
Происходит это из-за проблем с резиновыми уплотнениями в данном узле. В некоторых случаях (к примеру в трансмиссиях ZF6HP и ZF8HP45/70) устраняется заменой специальной втулки. А в каких-то модификациях (02E, DL501, 6T40) требуется замена платы в сборе, если устранить проблему точечными манипуляциями невозможно.
Течь масла в модификации КПП PowerShift DCT450
Отдельным абзацем хотелось бы рассказать о такой насущной проблеме, как течь масла между двигателем и коробкой у DCT450 PowerShift мокрого типа. Из-за высоких нагрузок на демпфер происходит износ ретейнеров и «косточек», в следствии чего он начинает гулять, разбивая крышку сальник. Сначала появляется запотевание на стыке двигателя и коробки, затем течь становится все больше. Если не следить за уровнем масла, то как следствие сгоревшее сцепление, или даже проблемы с механической частью (валы, дифференциал).
Видео о последствиях течи масла DCT450
Каковы последствия масляного голодания АКПП из-за утечки масла?
Масляное голодание – этот дефицит масла. Низкий уровень ATF в «автомате», вследствие утечек, которые кажутся малозначительными, неизбежно влечёт серьёзные последствия, такие как:
- Износ. Недостаток масла понижает давление, что приводит к пробуксовке фрикционов и их износу. Появляются рывки и задержки при переключении. Изнашиваются соленоиды и масляный насос.
- Перегрев. При температурах рабочей жидкости от 115°–120°С существенно ухудшаются её смазывающие свойства, что сокращает ресурс не только ATF, но ключевых элементов АКПП. От высокой температуры страдают клапаны управления, фрикционы, сальники и другие неметаллические части.
- Образование отложений. Скопление шлама в АКПП из-за высокой температуры и недостатка смазки деталей приводит к засорению масляных каналов и повреждениям гидравлических клапанов. Грязь попадает в масло, интенсивно его загрязняет, что приводит к засорению гидротрансформатора, в частности – муфты блокировки. Она работает с повышенным трением: дополнительно перегревает масло, приводит к вибрациям смежных элементов и интенсивному износу подшипников качения.
Помните! масляное голодание является серьёзной проблемой для АКПП, которая может привести к дорогостоящему и сложному ремонту. Поэтому владельцам автомобилей надо бдительно следить за уровнем и качеством масла в коробке передач и регулярно проводить её техническое обслуживание.
Справочно. В исправной АКПП не бывает масляного голодания, ни в каких режимах.
Заключение
Течь масла из АКПП, даже незначительная, совсем небезобидна. Дефицит ATF не обеспечивает надлежащего смазывания деталей. В результате коробка греется, а её части изнашиваются. В дальнейшем это приводит к серьёзным поломкам и дорогостоящим ремонтам.
https://akpphelp.ru/blog/obsluzhivanie-i-remont/obsluzhivanie/pochemu-techet-maslo-iz-akpp-prichinyi/