МТЗ 1221.3 Беларус: технические характеристики, модификации, особенности, использование
Трактор МТЗ 1221.3 Беларус является одной из самых популярных и значимых моделей Минского тракторного завода. Он относится ко 2 тяговому классу и отличается более массивными размерами в сравнении с моделями 80 и 82. Трактор успешно используется для широкого спектра работ. Он имеет сбалансированную массу и достойные показатели дорожного просвета (480 мм) и агротехнического просвета (620 мм), благодаря чему способен эффективно работать с любыми типами грунтов и практически на любом рельефе. Технические характеристики МТЗ 1221.3 позволили ему стать одним из самых распространенных универсальных тракторов. Рассмотрим более подробно характеристики и особенности комплектации модели 1221.3 далее в статье.
Отличительные характеристики
Сравнение МТЗ 1221.3 и МТЗ 82.1
Трактор 1221.3 Беларус начали собирать на Минском тракторном заводе в 2019 году. Эта модель разработана на базе МТЗ 1221.2. Основные усовершенствования коснулись топливной системы и очистки отработавших газов – обновленная модель соответствует стандарту Stage II.
Из ключевых характеристик усовершенствованного 1221.3 стоит отметить:
- простую и ремонтопригодную конструкцию;
- надежность и прочность используемых компонентов;
- топливную экономичность и минимальный расход смазочных материалов;
- поддержку современных способов диагностики;
- усиленное ЗНУ, передний ведущий мост с планетарно-цилиндрическими конечными передачами.
МТЗ 1221.3 отличается простым техническим обслуживанием — ко всем системам и расходникам упрощен доступ
Назначение МТЗ 1221.3
Трактор 1221.3 Беларус относится к универсальным машинам и способен работать с широким рядом навесного, полунавесного и прицепного оборудования. В зависимости от установленных навесок 1221.3 способен выполнять полный цикл манипуляций по обработке земли и возделыванию разнообразных культур, поэтому широкое применение нашел в сельском хозяйстве. Также МТЗ 1221.3 используется для механизации многих процессов в животноводстве, мелиорации и поливном земледелии, коммунальном и дорожном хозяйстве, при заготовке леса и на производственных предприятиях.
На фермах трактор 1221.3 применяется для выполнения следующих задач:
- планирование участка;
- осушение переувлажненных земель;
- поверхностная обработка грунта;
- посев семенных растений;
- внесение удобрений;
- уборка различных столовых и технических культур;
- заготовка сена и кормов;
- уборка, погрузка и внесение навоза и других органических удобрений;
- измельчение и замешивание кормов;
- перекачка воды насосами от ВОМ для полива;
- погрузка, разгрузка, транспортировка материалов;
- уборка строительного мусора.
Агрегатировав трактор МТЗ 1221.3 подходящим оборудованием, можно покрыть полный спектр работ на современном фермерском хозяйстве.
Также технические характеристики Беларуса 1221.3 позволяют успешно использовать машину коммунальными предприятиями, при ремонтных и дорожных работах. В частности, на трактор можно установить экскавационный ковш для рытья траншей, использовать бурильную навеску при установке столбов и т.д.
Общие технические характеристики трактора МТЗ 1221.3
Приведем основные технические характеристики МТЗ 1221.3 Беларус и его размеры в таблице.
Масса при отгрузке с завода, т | 5,37 |
Эксплуатационная масса, т | 5,7 |
Полная масса (предельно допустимая с учетом груза), т | 8 |
Длина, м | 4,5 |
Ширина, м | 2,3 |
Высота, м | 2,85 |
Колесная база, м | 2,76 |
Колея по передним колесам (мин/макс), м | 1,54/2,09 |
Колея по задним колесам (мин/макс), м | 1,53/2,15 |
Минимальный радиус разворота, м | 5,4 |
Клиренс, м | 0,48 |
Агротехнический просвет, м | 0,62 |
Удельное давление на покрытие, Па | 140000 |
Максимальная транспортная скорость, км/ч | 35 |
Максимальная скорость при работе оборудования, км/ч | 15 |
При таких технических характеристиках трактор МТЗ 1221.3 является настоящим помощником при выполнении самых разнообразных задач. Он достаточно компактный и маневренный, легко передвигается и может добраться до рабочей площадки своим ходом.
Отличительной характеристикой Беларуса МТЗ 1221.3 является его простая конструкция – надежная и ремонтопригодная. У машины максимально облегчен доступ к ключевым узлам и агрегатам для технического обслуживания и ремонта. Это позволяет не только быстро обслуживать технику, но и в кратчайшие сроки устанавливать причину неисправности – и устранять ее.
Двигатель МТЗ 1221.3
В качестве силового агрегата для Беларуса 1221.3 предлагается дизельный турбированный мотор, разработанный на Минском моторном заводе. Двигатель Д-260.2 S2 четырехтактный, шестицилиндровый, имеет рядное расположение цилиндров и систему жидкостного охлаждения.
В целом конструкция двигателя трактора МТЗ 1221.3 считается удачной, поскольку силовая установка способна длительно работать без капитального ремонта. А плановое техническое обслуживание достаточно просто выполняется и не требует особых навыков.
Основные компоненты двигателя 1221.3 являются:
- блок цилиндров;
- головки цилиндров;
- поршни;
- шатуны;
- маховик;
- коленчатый вал.
Чтобы не иметь проблем с запуском трактора 1221.3 при низких температурах, в головках дизельного мотора устанавливаются свечи накаливания. Жидкостно-масляный теплообменник быстро прогревает масло в системе до рабочей температуры – и поддерживает ее на нужном уровне в процессе работы.
На двигатель МТЗ 1221.3 устанавливается турбокомпрессор чешского производства К27-61-05/08. В качестве топливного насоса высокого давления могут использоваться РР6М10Р1 «Моторпал» (Чехия) или 363.1111005 российской сборки.
Системы фильтрации двигателя МТЗ 1221.3:
- воздушная – используются фильтры с бумажными картриджами;
- масляная – неразборный полнопоточный и центробежный блок, работающий на ответвлении.
Воздух подается при помощи осевого вентилятора, опционально имеющего опцию автоматической остановки.
Генератор для двигателя МТЗ 1221.3 может иметь номинальную мощность 1-1,25 кВт, а напряжение – 14-28 В. Номинальное напряжение стартера составляет 24 В.
Технические характеристики двигателя МТЗ 1221.3 приведены в таблице.
Марка мотора | Д-260.2 S2 |
Краткая характеристика | дизельный, турбированный, с охлаждением наддувочного воздуха, 6-цилиндровый |
Расположение цилиндров | рядное, вертикальное |
Тип смесеобразования | прямой впрыск |
Рабочий объем цилиндров, дм3 | 7,12 |
Диаметр цилиндра, мм | 110 |
Ход поршня, мм | 125 |
Расчетная степень сжатия дизеля | 17 |
Мощность, л.с./кВт | 136/100 |
Экостандарт | Stage II |
Максимальный крутящий момент, Н*м | 568 |
Номинальная частота вращения, мин-1 | 2100 |
Расход топлива, номинальный/эксплуатационный, г/кВт*ч | 240/249 |
Масса двигателя (без ГСМ и охлаждающей жидкости), кг | 650 |
ТНВД
Топливный насос высокого давления, устанавливаемый на трактор 1221.3, представляет собой блочную конструкцию, которая состоит из шести насосных секций, помещенных в единый корпус. ТНВД оснащен кулачковым приводом плунжеров и системой золотникового дозирования цикловой подачи дизеля.
ТНВД подает в камеры сгорания цилиндров порции дизельного топлива под высоким давлением в строго определенные моменты времени.
В структуру ТНВД на 1221.3 также входит регулятор и поршневой насос для подкачки топлива. Подкачивающий насос монтируется на корпусе ТНВД и запускается эксцентриком кулачкового вала.
Коробка передач
На МТЗ 1221.3 устанавливается синхронизированная трансмиссия фрикционного типа, 2-хдисковая, постоянно-замкнутого типа. Передач вперед/назад – 16/8. В качестве опции на 1221.3 может устанавливаться механическая коробка с увеличенным числом передних и задних передач – 24/12.
Скорость движения вперед варьируется в диапазоне 1,54 – 35 км/ч, диапазон задних скоростей составляет 2,75 – 16,4 км/ч.
Ходовая часть
Передний ведущий мост (ПВМ)
На тракторе МТЗ 1221.3 передний ведущий мост портального типа. У него планетарно-цилиндрические редукторы, а также самоблокирующиеся дифференциалы с 3-мя режимами работы:
- включен;
- включен постоянно;
- автоматический режим с включением при пробуксовке задних колес.
Задний мост
Задний мост на 1221.3 составной с планетарными колесными редукторами, коническим дифференциалом и постоянным приводом.
Тормозная система
Рабочие тормоза трактора 1221.3 Беларус дискового типа. Они воздействуют на задние колеса напрямую, а на передние – через привод переднего ведущего моста.
Стояночный тормоз на 1221.3 имеет дисковую конструкцию. Он совмещен с рабочей тормозной системой, но имеет отдельный механический привод.
Тормозная система прицепа является однопроводной, она сблокирована с управлением рабочими тормозами трактора.
Колеса
МТЗ 1221.3 имеет колесную формулу 4х4, колеса трактора разновеликие. Технические характеристики передних и задних колес приведены в таблице.
Передние колеса | 420/70R24 |
Задние колеса | 18,4R38 |
На трактор 1221.3 есть возможность установить сдвоенные колеса. Благодаря спарке достигается меньшее давление на почву при работе машины.
Для достижения высокой урожайности обрабатываемых культур установку сдвоенных колес совмещают с комбинированным навесным оборудованием, обеспечивающим меньшее число проходов по полю.
При работе на 1221.3 в неблагоприятных условиях, когда другими способами невозможно достичь необходимого сцепления с покрытием, допускается заливка в колеса жидкости.
Топливная система
На 1221.3 МТЗ устанавливался 135-литровый топливный бак. На современных модификациях емкость топливного бака составляет 140 л. Усредненный удельный расход топлива при номинальной мощности составляет 250 г/кВт*ч. Подача топлива к двигателю осуществляется посредством ТНВД.
Электрическая система
Технические характеристики электрооборудования трактора МТЗ 1221.3 следующие:
- мощность генератора – 1,4 кВт;
- выпрямитель напряжения рассчитан на 14 В;
- напряжение пусковой системы со стартером – 24 В.
Электрооборудование представлено следующими приборами:
- стартер двигателя;
- контрольно-измерительная аппаратура;
- осветительные приборы;
- приборы звуковой и световой сигнализации;
- коммутационные приборы;
- вспомогательная аппаратура.
Все электрические приборы трактора 1221.3 соединены по однопроводной схеме. В роли второго провода в данном случае выступают металлические элементы машины – «масса», на которые навешаны отрицательные клеммы приборов.
Структура осветительного и сигнального оборудования следующая:
- передние фары с ближним и дальним светом;
- задние фары;
- указатели поворота;
- габаритные огни;
- передние и задние фонари;
- фонарь освещения номерного знака;
- аварийная световая сигнализация;
- подсветка приборной панели.
Технические характеристики и перечень оборудования МТЗ 1221.3 будет зависеть от комплектации и года выпуска трактора. Сейчас в базовой версии на машину устанавливаются следующие приборы:
- тахоспидометр (отображает транспортную скорость, обороты двигателя, заднего ВОМ, время работы мотора);
- указатель уровня топлива;
- указатель давления воздуха в пневмосистеме;
- блоки контрольных лампочек.
Рулевое управление
У трактора 1221.3 гидрообъемное рулевое управление с насосом-дозатором.
Управление осуществляется при помощи многочисленных рычагов и переключателей. Под правой рукой располагается блок с рычагами управления подачей топлива, позиционного и силового регулирования. Рычаг переключения ВОМ находится в районе ног, в нижней части опоры кресла.
На схеме рулевого управления числами обозначены рычаги:
- КПП;
- ВОМ;
- подачи топлива;
- управления ПВМ и блокировкой дифференциала заднего моста;
- позиционного регулирования;
- силового регулирования;
- ограничитель хода рычага;
- выключатель «массы»;
- независимый-синхронный переключатель ВОМ;
- переключатель диапазонов трансмиссии;
- стояночного тормоза.
Кабина
Трактор МТЗ 1221.3 может похвастаться достаточно комфортабельной и надежной кабиной с правосторонней подножкой – ее превосходные технические характеристики обеспечивают достойную шумо- и виброизоляцию. Также в современных модификациях тракторов достигается хорошая теплоизоляция, что позволяет работать круглогодично – в кабине благодаря отопителю и опциональному кондиционеру будет поддерживаться оптимальный микроклимат. У современных МТЗ 1221.3 регулировка температуры осуществляется бесступенчато, что повышает комфорт.
Кабина трактора оснащена электроочистителем и обывателем ветрового и заднего стекол. Это позволяет очистить стекло от пыли, грязи и разводов, не покидая кабину, что повышает эффективность и производительность.
Подрессорное кресло оператора трактора 1221.3 Беларус регулируется в нескольких направлениях в зависимости от роста и комплекции водителя.
Гидронавесная система
У трактора 1221.3 раздельно-агрегатная гидронавесная система. Этот Беларус оснащен системой автоматической регулировки глубины возделывания почвы. Трактор имеет силовое, позиционное и комбинированное регулирование.
1221.3 сзади
Гидронавесная система сзади имеет три пары независимых выводов, и две – спереди. Трактор оснащен задним навесным устройством НУ-2/НУ-3 с настраиваемым правым раскосом и тяговосцепным устройством с вилкой для использования прицепного оборудования ТСУ-3-В.
1221.3 спереди
Заднее навесное устройство МТЗ 1221.3 Беларус является штатным и идет в заводской комплектации. Переднее навесное устройство изготавливается под заказ, его мощность составляет 44 тыс. Вт.
Технические характеристики гидронавесного оборудования 1221.3 следующие.
Грузоподъемность на оси (задняя), т | 4,3 |
Число гидровыводов сзади | 3 |
Грузоподъемность на оси (передняя), т | 2,4 |
Число гидровыводов спереди | 2 |
Предельное давление, МПа | 20 |
Производительность насоса, дм3/мин | 51 |
Объем гидросистемы, дм3 | 28,5 |
Трактор МТЗ 1221.3 Тропик
МТЗ 1221.3 Тропик
У базовой версии трактора МТЗ 1221.3 Беларус есть дополнительная модификация ТРОПИК. Она предназначена для эксплуатации в районах с жарким и даже тропическим климатом. Технические характеристики 1221.3 Тропик практически идентичны базовой модели, но все же есть различия. Это:
- установка тропического радиатора;
- монтаж дополнительных балластных грузов спереди массой 575 кг;
- установка ресивера;
- установка дополнительного топливного бака объемом 120 л.
Таким образом, МТЗ 1221.3 Тропик способен на 10 часов дольше работать без дозаправок и оптимально приспособлен для эксплуатации при высоких температурах.
Вопросы и ответы
Какой объем баков МТЗ 1221.3?
Объем топливных баков трактора 1221.3 составляет 135-140 л в зависимости от модификации. У версии Тропик имеется дополнительный бак объемом 120 л.
Почему не выключается ВОМ?
Если ВОМ ленточный, то необходимо отрегулировать длину ленты.
Почему из выпускной трубы идет черный дым?
Появление черного дыма на тракторе 1221.3 может свидетельствовать о засорении воздухоочистителя или проблемах с топливным насосом.
Почему из выпускной трубы идет белый дым?
Белый дым на МТЗ 1221.3 может появиться при недостаточном прогреве двигателя, а также если в топливо попала вода – в этом случае его необходимо заменить. Если дым с синеватым оттенком, причиной может быть попадание масла в камеру сгорания в следствие износа поршневых колес.
Как продуть кулер на 1221.3?
Для продувки надо использовать продувочный пистолет с длинным шлангом или пылесос с подходящей насадкой.
https://vsemtz.ru/drugie-modeli/mtz-1221-3-belarus-tehnicheskie-harakteristiki-modifikatsii-osobennosti-ispolzovanie