Какое давление держать в шинах автомобиля
Какое давление в шинах правильное: вся необходимая информация
Автор: Сергей Ахметов
Просмотры: 29497
Регулярный контроль уровня «атмосфер» в шинах – вопрос безопасности управления, скорости износа протектора, расхода топлива и комфорта передвижения. К сожалению, многие автовладельцы не придают этому простому и важному “ритуалу” необходимого значения, всячески пренебрегая им. Данная статья поможет разобраться в нюансах правильного накачивания колес и ответит на частые вопросы начинающих водителей.
1. Рекомендуемое автопроизводителями давление в колесах
(ℹ) Правильное давление в автошинах – определяется производителем автомобиля с учетом всех его особенностей и характеристик, для каждой конкретной марки, модели и условий эксплуатации – индивидуально.
Рекомендации по оптимальному накачиванию колес учитывают вес машины, нагрузки на разные оси и зачастую предусматривают изменение следующих эксплуатационных параметров:
- Скорость движения автомобиля;
- Количество перевозимых пассажиров;
- Вес груза в багажном отделении;
- Типоразмер установленных колес;
- Особенности дорожных условий.
Как узнать заводские параметры давления в шинах?
Узнать рекомендуемые производителем параметры, касающиеся шин можно:
- В руководстве по эксплуатации вашей модели транспортного средства;
- На сайте компании производителя авто или автодилера;
- В официальном автосервисе, обслуживающим вашу марку автомобиля;
- В специальной табличке (наклейке, стикере) на самом автомобиле, которая предоставляется автопроизводителем.
⚠️ Важно! Рекомендуемое давление в колёсах для правильной эксплуатации ТС определяет непосредственно автопроизводитель. Не стоит путать с маркировкой на боковине автошины «MAX PRESSURE» – это максимально разрешенный уровень, при котором шина не получит ущерб своей конструкции. Зачастую маркировка указывается в psi или kPa.
Где расположена заводская таблица правильного давления в шинах?
В зависимости от марки авто эта информация, как и рекомендуемые размеры покрышек, может находиться:
- На внутренней стороне крышки бардачка;
- На торцевой части двери, пороге или стойке со стороны водителя;
- На средней стойке кузова автомобиля с водительской стороны;
- На обратной стороне лючка бензобака (также там указывается информация о топливе).
2. В каких единицах измерения обозначается давление в покрышке?
Для начала необходимо разобраться в единицах измерения. У разных производителей автомобилей и на разных измерительных приборах – обозначения могут отличаться.
В Украине, как правило, измерения фиксируются в физических атмосферах (атм, atm) или в барах (бар, bar). В США и Великобритании – в фунтах на дюйм квадратный (psi). Также его измеряют в Паскалях (килопаскалях – kPa) по международной системе единиц (СИ).
Для удобного перевода величин, используемых для измерений (psi, kPa, atm, bar) предлагаем воспользоваться сводной таблицей, представленной ниже.
2.1 Давление в шинах: таблица перевода единиц измерения
*Так как atm и bar имеют незначительную разницу в значениях (1 bar = 0,986923 atm) – они обобщены в одну колонку.
**Указаны значения с округлением до десятых.
3. Как измерять давление в шинах?
(ℹ) Манометр – основной и незаменимый прибор для измерения давления воздуха в колесах. Он установлен на каждом автокомпрессоре и помогает определить, насколько накачана покрышка.
Существуют портативные манометры следующих типов:
- Стрелочный – простое и недорогое пружинное механическое устройство.
- Реечный – компактный и простой в использовании прибор, достаточно надежный благодаря цилиндрической пружине в механизме.
- Цифровой (электронный) – обладает большей точностью (до ±0.05 atm/bar).
4. Электронные автоматические системы контроля давления в шинах
(ℹ) TPMS (от англ. Tire Pressure Monitor System) – автоматическая система контроля, электронные датчики которой следят за давлением (а некоторые и за температурой) в каждой покрышке и передают информацию в режиме онлайн на дисплей бортового компьютера или отдельный экран. Иногда встречается другая аббревиатура как RDKS (от нем. Reifendruckkontrollsystem), что по сути тоже самое. В некоторых странах подобными системами по закону должны оснащаться все новые автомобили, сходящие с конвейера.
Если на вашем ТС в базовой комплектации такая система отсутствует – рекомендуем установить. Она упростит процесс контроля и поможет оперативно отслеживать изменения состояния колес.
Существуют разные виды датчиков TPMS:
- Встраиваемые – устанавливаются внутрь колеса вместо ниппеля и используются в штатных системах мониторинга, поскольку точнее показывают температуру и хорошо защищены от внешних повреждений.
- Наружные – накручивающиеся на ниппель вместо колпачка, просты в монтаже, но менее точны и в большей степени подвержены повреждениям.
(ℹ) Система косвенного контроля – программное дополнение к функционалу блока ABS, анализирующее частоту вращения колес. При потере воздуха у покрышки уменьшается радиус и, следовательно, пройденное за оборот расстояние. Система сравнивает текущие и номинальные данные и, в случае расхождения, сигнализирует о проблеме индикатором на приборной панели.
Преимущество такой системы мониторинга в отсутствии дополнительного оборудования. К недостаткам относится невозможность определить отклонение до того, как началось движение, а срабатывание происходит только при большой разнице в показаниях.
5. Чем опасны отклонения давления в шинах от нормы?
Отклонение от рекомендуемых производителем автомобиля норм – неизбежно скажется теми или иными нежелательными последствиями.
5.1 Влияние пониженного давления в шинах
⚠️ Важно! Продолжительная езда на спущенных покрышках деформирует их и приводит в негодность для дальнейшей эксплуатации.
Недостаточно накачанное колесо становится слишком мягким, из-за чего теряет форму и буквально проминается. Весь вес машины приходится на податливые боковины, особенно во время маневрирования, что приводит к определенным негативным последствиям:
- Ухудшается управляемость и предсказуемость поведения транспортного средства во время маневрирования, увеличивается тормозной путь, сцепление с дорожным покрытием портится;
- На мокрой дороге возрастает опасность заноса из-за меньшего сопротивления эффекту аквапланирования;
- Неравномерный и быстрый износ протектора в плечевых зонах, так как на них приходится основная нагрузка;
- Перегревание покрышки из-за повышенного сопротивления качению ускоряет старение резиновой смеси и может вызвать деформацию каркаса;
- На неровной дороге риск повредить диск и автошину увеличивается;
- При слишком низкой накачке существует вероятность разбортировки ската во время движения;
- Увеличенное сопротивление качению приводит к чрезмерному расходу топлива.
Когда полезно снизить давление в автошинах?
В отдельных случаях стравленный воздух в шинах может помочь преодолеть труднопроходимые участки пути, на которых машина вероятно забуксует или загрузнет. За счет части боковины, которая временно становится продолжением протектора, происходит увеличение пятна контакта с поверхностью. Благодаря такому решению, а также наличию у многих (особенно внедорожных шин) боковых грунтозацепов, удается на порядок улучшить проходимость автомобиля. Таким же «лайфхаком» пользуются для уменьшения пробуксовки на старте в гонках на 402 метра (драг-рейсинг), что позволяет уменьшить время преодоления дистанции.
«Подспущенное» колесо помогает справиться с такими препятствиями как:
- Рыхлый песок;
- Болотистые грунты;
- Мокрая трава;
- Сильный гололед (для преодоления отдельных участков).
⚠️ Важно! Для прохождения сложного отрезка дороги достаточно выпустить воздух на 1.0-1.5 atm (зависит от автомобиля, типоразмера шин и дорожных условий). Двигаться нужно на скорости не более 10-15 км/ч, чтобы не повредить диски и покрышки. После преодоления труднопроходимого участка давление следует повысить до рекомендуемого производителем ТС уровня. Двигаться по твердой поверхности на полуспущенной авторезине – опасно и губительно для покрышки.
5.2 Влияние повышенного давления в шинах
Протекторная часть перекачанной автопокрышки из плоской и работающей сбалансировано – становится выпуклой по середине, что уменьшает пятно контакта и приводит к ряду нежелательных последствий:
- Снижается сцепление с дорожным полотном, ухудшается управляемость и возрастает тормозной путь;
- Нарушение формы пятна контакта создает риск возникновения аквапланирования на влажном покрытии;
- Увеличивается риск появления “грыж” или разрыва при встрече колеса с ямой или ухабом на дороге;
- Центральная зона протектора быстро стирается из-за неравномерного контакта с дорогой;
- Уменьшается срок службы покрышки, так как повышенное давление подвергает большим нагрузкам каркас и нити корда;
- Снижается демпфирующий эффект, что приводит к возрастанию нагрузки на ходовую часть и кузов;
- Комфорт езды снижается из-за жесткого прохождения неровностей и повышенного шума.
Когда повышенное давление в колесах полезно?
Производители автомобилей рекомендуют немного увеличивать уровень давления перед длительной поездкой по шоссе и в случае полной загрузки автомобиля (увеличение показателей манометра на задней оси помогает в перевозке грузов). Также водители, у которых установлена низкопрофильная резина, перед выездом на неровную дорогу могут немного поднять давление, чтобы уберечь диски.
⚠️ Важно! Придерживайтесь рекомендаций в руководстве пользователя транспортного средства. В нем указано как нужно качать автопокрышку в том или ином эксплуатационном случае.
5.3 Опасность разного давления в колесах
⚠️ Важно! Строго запрещается разность показаний манометра в автопокрышках на одной оси. Разница между осями (попарно) не должна выходить за предписанные производителем ТС рамки.
При разных показателях манометра в колесах – возникают угрожающие безопасности эффекты:
- Непредсказуемое и нестабильное поведение авто во время маневрирования;
- Вероятность возникновения заноса при резком торможении из-за разных пятен контакта;
- Также разница может вызвать крен корпуса и увеличение расхода топлива.
6. Особенности накачки шин в разное время года
При перепадах температуры окружающего воздуха – внутри колеса она тоже меняется. В среднем при изменении на 8-10°С стрелка манометра отклоняется на 0,1 atm. Эту особенность необходимо учитывать при эксплуатации автомобиля и с большей внимательностью следить за показателями измерительных приборов при смене температуры.
6.1 Давление в шинах зимой
После перехода на зимнюю резину к замерам давления следует подходить с особенно тщательно. Осуществлять проверку лучше всего с наступлением первых морозов и когда столбик термометра существенно опустится ниже нулевой отметки. Скорее всего потребуется дополнительно накачать колеса, чтобы компенсировать влияние отрицательной температуры на снижение уровня атмосфер.
Особенности поддержания необходимых показаний манометра зимой:
- Чтобы определить фактические показатели – замеры следует делать после двухчасового пребывания машины на открытом воздухе без движения.
- Если же проверка осуществляется не в условиях температуры эксплуатации (например, автомобиль находится в отапливаемом гараже) следует сравнить разницу температур в помещении и на улице. После чего ориентировочно на каждые 8-10°С накачать дополнительные 0,1 atm.
6.2 Давление в шинах летом
В жаркое время года важно не допускать перекачивания колес, так как под влиянием повышенной температуры – воздух внутри расширяется и стрелка манометра поднимается. Помимо самой погоды на дополнительный нагрев влияет скорость движения и контакт с разогретым асфальтом в особо жаркие дни.
Для поддержания правильного уровня воздуха в автошинах летом следует учесть:
- Производить замеры необходимо только в “остывших” покрышках, т.е. с момента последней эксплуатации должно пройти 5-8 часов.
- Во время движения автомобиля колеса нагреваются от температуры воздуха, дорожного полотна и от трения, поэтому в особенно жаркую погоду уровень давления в них больше примерно на 10-15%.
7. Когда следует проверять давление в колесах?
Автопроизводители советуют делать замеры минимум раз в месяц, а для большей безопасности желательно проверять показания манометра раз в 2 недели.
Однако в некоторых ситуациях колеса следует проверить внепланово.
Внеочередная проверка давления в покрышках рекомендуется в таких случаях:
- Если ощущается ухудшение управляемости;
- Перед предстоящей поездкой на большое расстояние;
- После продолжительной стоянки машины;
- При большом изменении температуры на улице;
- После недавнего шиномонтажа;
- Если отсутствуют датчики – перед каждой поездкой нелишним будет как минимум визуальный осмотр.
8. Ответы на распространенные вопросы
Ответим на несколько частых вопросов, которыми задаются автолюбители, анализируя показатели манометра.
«Стоит ли накачивать шины азотом?»
Ответ. Решать Вам, но это дает некоторые преимущества: температурные колебания меньше влияют на показатели, и естественная потеря атмосфер происходит медленней.
«Какое давление в шинах R16?»
Ответ. Определяющим фактором является марка и модель автомобиля, а не посадочный диаметр диска. Поэтому рекомендуем руководствоваться данными автопроизводителя для соответствующего типоразмера.
«Сколько атмосфер (bar) качать в покрышки?»
Ответ. Каждый производитель указывает в руководстве конкретной модели ТС правильное давление для определенного типоразмера и условий эксплуатации.
«Как перевести величину psi и kPa в atm или bar?»
Ответ. Для перевода между величинами воспользуйтесь представленной в данной статье таблицей или онлайн конвертером.
Будем рады, если информация в статье поможет правильно накачивать авторезину, что в свою очередь обеспечит безопасность на дороге и экономию средств.
При возникновении вопросов или для консультации и подбора автошин – звоните нашим специалистам по номерам, указанным на сайте! Правильного Вам давления в шинах и безопасных дорог!
- Предыдущая статья: 24.07 2022 Куда сдать старые шины на переработку?
- Следующая статья: 10.07 2022 Типы рисунков протектора: как выбрать и установить?
https://ascania-shina.com/articles/davlenie-v-shinah—kakoe-pravilnoe